Психотерапевтическое рукоделие

1. Студия Психотерапевтическое рукоделие
2. Волшебство. Статья
3. Рукоделие как психотерапия. Статья

Совместный проект Центра психологии, развития и творчества «Душевное место»  dushevnoemesto.ru/ и вальдорфской школы - сад (ЧОУ "Школа-сад на улице Вольная) yarwald.ru/school/ 

1.Студия "Психотерапевтическое рукоделие" (для взрослых)

Планируем освоить Темари с Ириной Рыжковой. На фото – её работы.  Присоединяйтесь! Этот новый цикл начнём по мере комплектования целевой группы.

     А сейчас продолжаем валяние по мокрому: ключницы, валеночки, грелка на чайник в виде символа года –  петуха, хотим валять украшения, вязать. Делали витражи из лепестков цветов, картины  из шерсти, снегирей, фей. Каждый человек выбирает занятие по желанию и работает в своём темпе.
     Занятия  по пятницам с 18.30 до 20.30 в центре города в помещении школы - сад на ул. Вольная, д. 10.

     Приглашаем в студию тех, кто хочет смело начинать новое, верить в себя, справляться с жизненными трудностями, творчески преодолевать препятствия, радоваться жизни. Тех, кто думает, что у него не получится. Занятия согласованы с природным ритмом года, что наполняет нас силами, приносит покой и гармонию.
     Ведущая – Ольга Тихонова 
    Организатор – Ирина Серебренникова, тел. 8 915 996 35 09

2. Волшебство

Волшебство происходило в моей душе и наяву, в виде изысканных, утончённых, сделанных со вкусом вещичек. И было это в середине 90-х на занятиях рукоделием, которые вела Ольга Викторовна Горлова в нашей вальдорфской школе (сейчас ЧОУ «Школа – сад на улице Вольная»). Рукодельничали родители детей подготовительной студии, школьников и все желающие. Находила что-то для себя и умелая учительница технологии из обычной школы. На занятия Ольга приносила разные материалы и предлагала несколько вариантов работы. Кто-то продолжал предыдущее, кто-то уже переходил к новой деятельности. Получалось, что каждый делал что-то своё и в своём темпе. И Ольга чувствовала, что предложить дальше, как ободрить любого из нас. А поддержка была очень необходима. Иногда хотелось заплакать от бессилия, бросить всё и уйти. Внутри разворачивалась серьёзная борьба: самобичевание, обида, злость, нетерпение… В вальдорфской школе дети изучают предметы в соответствии с этапами созревания физического тела, поэтому материал усваивается глубже и жизненных сил у них больше. Так же происходит и на рукоделии, которое и для мальчиков, и для девочек в программе с 1 класса. Большое внимание уделяется равномерному развитию мышления, чувств и воли, различиям в подаче материала для разных темпераментов. А здесь мы, взрослые, без такого образования за плечами, с багажом из детства… Одни недополучили терпеливую, спокойную маму и бабушку, другие не прошли период проб и ошибок… Но! Благодаря принимающему нас наставнику, мы ткали чудесные сумочки с вышивкой, шили кукол, вязали игрушки, мастерили картины из шерсти, шкатулки из картона и ткани, блокноты… Каждый, кто делал что-то с трудом руками и всё-таки сделал, знает, какую радость испытываешь потом. И она пронизывает тебя всего, вплоть до клеток. А ещё – уверенность. Уверенность в себе. Она впечатывается в тело. И мы можем её нести, нести по жизни, в любые ситуации: от обучения новому, например, вождению, до поведения в конфликтных ситуациях. В нас начинает жить опыт преодоления. Мы знаем, прочувствовали момент входа в состояние «Я могу». Ольга развивала нас. Учила подбирать цвет и материал. Помню, заметив, что я не понимаю, что делаю, до конца, дала мне задание описать вязание узлов так, чтобы другие, читая, могли научиться. Переписывала несколько раз. Вот они: мышление, чувства, воля! И сейчас я мечтаю о такой студии. Знаю, как много она даёт.

Ирина Серебренникова

3. РУКОДЕЛИЕ КАК ПСИХОТЕРАПИЯ

Источник: http://vk.com/festival_rasstanovka Направление «рукоделие – как психотерапия» берет свое начало еще в древние времена, когда психологов и психотерапевтов не было, а проблемы отношений, эмоциональных состояний, личности, были. Как же происходило их решение? В те времена проблемы решались самопомощью, выделяя в каком то ранее привычном деле дополнительный эффект, например женщина, отметила при шитье она успокаивается, испытывает положительные эмоции. Здесь не обошлось без инсайта (внезапного озарения) и женской интуиции. Психологические возможности рукоделия Повышение самооценки. В процессе рукоделия женщина выступает как дизайнер, творец, а создание чего – то нового красивого своими руками повышает самооценку – «Я могу, я сделала, это красиво!» Уравновешенность и спокойствие. Современные научные исследования подтвердили догадки и наблюдения людей о положительном влиянии ручного труда на эмоциональное состояние, а развитие мелкой моторики еще способствует развитию определенных отделов мозга. Ощущение собственной уникальности. И еще раз вернемся к самооценке и затронем ее с другой стороны. Женщина создает шедевр в единственном экземпляре, и что бы это ни было, такого больше нет, он один и только у нее. «Я сделала это и это произведение мое, оно эксклюзивно и дышит индивидуальностью, оно в единственном экземпляре и только у меня». И что же она чувствует, как себя ощущает?…

Положительные эмоции – радость, восторг, удовольствие. При создании нового активизируются творческие способности, креативность, а это в свою очередь несет поток положительных эмоций разной амплитуды. Женственность. Рукодельничая каждая женщина осознает, что она «женщина», уходят качества присущие мужчине – активность, напористость, стремление к цели, а на их место приходит нежность, спокойствие и это пробуждает женственность! Активизация личностных ресурсов. А вот здесь уже следует задание – «А какие, Ваши личностные ресурсы, так необходимые женщине, активизирует рукоделие?»

***

Выберите для себя вид рукоделия, если сложно это сделать, или совершенно не любите ручной труд, не проблема, вспомните, что любили в детстве (это очень ресурсный период) – шить куклам платья, вышивать, вязать вместе с бабушкой и мамой, а может рисовать и запишите; Подумайте, представьте, пофантазируйте, как Ваше дело можно наделить психологическим смыслом? Пример из практики – «Я работала с помощью кинезиологии и оттестировала для своей подруги вид рукоделия для обретения душевного покоя – выпадает вязание, и мы с ней вместе анализируем – что связать и как это действо наделить определенной психологической силой, в итоге – вяжет шарф из голубой пряжи, как символ мечты и счастья» и.т.д.